Особенности осуществления воспитательного процесса в ЧДОУ ДС №32

Бондаренко Виктория Витальевна

Педагог первой категории
Частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 32»
Хабаровский край, г. Хабаровск

Особенности осуществления воспитательного процесса в ЧДОУ ДС №32

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это социально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности , нужной и полезной обществу.

Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются, как например процесс обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Воспитательная работа в ДОУ сложна и многообразна: это воспитание в процессе совместной жизнедеятельности детей и взрослых, воспитание в детском коллективе, это педагогическая поддержка, социальная защита, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, творчества. Воспитание является одним из факторов становления личности.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах.

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативности, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Цель воспитания – это ожидаемые изменения в личности ребёнка (или группы детей), осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Основная цель воспитания, в настоящее время, это – создание воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование развития детской личности ребёнка с включением детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельность на основе потенциала дошкольной организации.

Цель воспитания достигается посредствам решения конкретных задач:

  • обновление содержания воспитания, внедрение новых форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания, способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных стандартов дошкольного образования;
  • развитие новых форм, методов воспитательного процесса для включения детей в разные виды деятельности на основе предоставления дополнительных бесплатных образовательных услуг (кружковая деятельность);
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие нравственных, интеллектуальных, социальных, эстетических, физических качеств инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • взаимодействие и обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, образования, развития, охраны и укрепления здоровья детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Для реализации цели и решения задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Коллективом ЧДОУ ДС №32 разработана  Программа воспитания.

Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Процесс воспитания в образовательном учреждении основывается на следующих принципах педагогов и воспитанников:

  • принцип воспитания в коллективе дает ребенку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для воспитания отзывчивого, доброго, социального, коммуникабельного человека;
  • позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;
  • партнерство ДОУ с семьей (сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах).
  • сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;
  • в качестве принципа воспитательной деятельности рассматривается ориентир на создание в образовательном учреждении психологически комфортной среды для каждого воспитанника и педагога.

При разработке воспитательной программы учитывались следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

Итогом воспитательной работы в нашем ЧДОУ являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, проекты , в которых участвуют дети разных возрастов.