Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Бондаренко Анастасия Александровна

Педагог первой категории
Частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 32»
Хабаровский край, г. Хабаровск

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства Образования РФ. Существует острая необходимость активизации процесса воспитания дошкольников.

Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента РФ от 7 мая 2018г. №204: «…Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций…». Следовательно, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ.

Патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны и Родины.

Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к Родине. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Только благодаря системной целенаправленной работе в детском учреждении, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей стране, любви и уважению к своим родителям и друг другу. Детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Педагогическим коллективом ЧДОУ ДС №32 разработана Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста « Я люблю свою страну!».

Направление программы: – Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста 3-7 лет «Я люблю свою страну!» по содержанию является патриотической; по функциональному назначению – познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – длительной.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы от 3до 7 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы до 5 лет (от 3 лет и до окончания образовательных отношений). Количество детей в группе не более 10-12 человек. Занятия проводятся воспитателем во второй половине дня в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13по специально составленному расписанию.

Время реализации (организованной образовательной деятельности):

Дети 3-4 лет и 4-5 лет – дополнительная программа реализуется интегративно через все образовательные области при проведении НОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей;

3-4 лет – продолжительность занятий 15 минут

4-5 лет –продолжительность занятий 20 минут

Дети 5-6 лет и 6-7 лет – кроме интегративной реализации программы через все образовательные области при проведении НОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей;

5-6 лет – продолжительность занятий 25-30 минут

6-7 лет – продолжительность занятий 25-30 минут

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. О важности приобщения ребёнка к истории и культуре своего народа написано много, поскольку приобщение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

В нашем детском саду проходят плановые, поэтапные мероприятия по созданию системы патриотического воспитания дошкольников.  В его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен на военную тематику. Дети знакомятся с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, о войне, о Родине, о Победе.

  • Проводятся беседы, в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной Войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск Российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников («Мы гордимся своими героями»; «Они подарили нам жизнь»).
  • Экскурсии в библиотеку, где оформляется выставка книг о войне.
  • Встреча с ветеранами – участниками Великой Отечественной Войны, участником боевых действий в Афганистане, участником боевых действий Чечне, героем России. На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными – то есть настоящими гражданами своей Родины.
  • Выставка творческих работ «Россия – Родина моя»
  • Изготовление сувениров для пап – дети трепетно и с удовольствием относятся к этой работе, так как подарки папам они делают своими руками.
  • Проводятся массовые музыкальные и спортивные мероприятия с семьями, развлечение с папами, посвященные Дню защитников Отечества. Дети показывают не только свои музыкальные возможности, а так же силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. А родители доказывают свою заботу, любовь, внимание своим детям.
  • Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
  • Совместно с родителями ведется работа по изучению родословной своей семьи, о семейных традициях.
  • Экскурсия к памятнику погибшим воинам – в преддверии праздника с детьми возлагаем цветы.
  • Сбор информации о своих дедушках, прадедушках, о родственниках, которые приняли участие в ВОВ. Проведение торжественных мероприятий, посвященный Дню Победы в ВОВ.

ЧДОУ «Детский сад № 32» на протяжении нескольких лет принимает участие:

–  во Всероссийской Конференции «Духовно-нравственное воспитание «Гражданин Патриот России» по условиям реализации»  имеем дипломы в номинации «Проект по духовно-нравственному воспитанию гражданина и патриота России»;

– Лауреаты Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров» в номинации «Лидер в области духовно-нравственного и патриотического воспитания»;

– участники Всероссийского образовательного форума и лауреаты конкурса « 100 лучших ДОУ России» в номинации «Лидер в реализации здоровьесберегающих программ».

Крайне необходимо пробудить в детях любовь к природе нашей обширной Родине, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

По словам С. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее стать подлинным патриотом. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком.